Методы изготовления клише

Методы изготовления клише

Клише – средство для создания оттиска, промежуточный носитель визуальной информации, с помощью которого изображение контактно передается на запечатываемую поверхность – бумагу, картон, пластик и пр. Печатающие элементы клише возвышаются над пробельными. 

Материалы 

Какой материал будет выбран для создания клише, зависит от планируемого объема тиражей, материала носителя, вида тиснения и других параметров. В основном, это: 

  1. Фотополимеры (для блинтового и плоского тиснения небольшими тиражами)
  2. Силикон (для печати средних тиражей на пластике), резина и чернилонаполненная резина (позволяют производить сразу печатающее клише).
  3. Металлы (в т.ч.цинк, магний, латунь, медь и сталь). 

Различные металлы подразумевают различные технологии обработки. 

Технология фотополимеризации

Фотополимерные клише изготавливаются из фотополимерной пластины, защищенной от УФ-лучей с помощью специальной пленки. Из пластины вырезается элемент, соответствующий по размеру будущему клише. Перед экспонированием защитная пленка с него удаляется, а вместо нее размещается другая пленка с нанесенным на нее графическим изображением-маской – негативом будущего оттиска – и осуществляется засветка. В ходе засветки незащищенные изображением фрагменты пластинки подвергаются полимеризации – отвердеванию, а защищенные сохраняются в неизменном состоянии: они и вымываются после с помощью вымывного устройства. Таким образом, поверхность пластины приобретает требуемый рельеф. После этого будущее клише сушится и подвергается вторичной засветке, обеспечивающей достаточную износостойкость печатающих элементов (в одно экспонирование подобной стойкости без разрушения полимеров добиться нельзя). После вторичной полимеризации клише готово к работе. 

ПЛЮСЫ: Этот метод позволяет быстро (меньше часа) и сравнительно дешево изготовить клише с достаточно высокой степенью точности.

МИНУСЫ: Глубина рельефа не превышает 1,5 мм, тиражестойкость такого клише ограничена несколькими тысячами экземпляров. 

Технология вулканизации 

Это многоступенчатая технология, использующаяся для создания резиновых и силиконовых клише. В зависимости от характеристик материала процесс и действующие вещества могут немного отличаться, однако общая схема одинакова. На первом этапе создается форма (из гипса, магния, кремния и пр), при этом обращенные к будущей печатной стороне клише поверхности формы делаются максимально гладкими, а в самой форме остаются отверстия для вывода излишков материала. Далее при помощи термопресса изготавливается матрица будущего клише, а само оно вступает во взаимодействие с вулканизирующим агентом, в результате чего молекулы резины «сшиваются», что обеспечивает высокую прочность материала, одновременно снижая его пластичность и абсорбирующую способность. 

ПЛЮСЫ: Таким образом создаются весьма износостойкие клише, не разрушающиеся под воздействием многих видов красителей. На однажды настроенном оборудовании можно производить огромное количество единиц продукции.

МИНУСЫ: Так как процесс состоит из многих последовательных действий, на каждом этапе возможна ошибка, что требует высокого профессионализма исполнителей. Кроме того, оборудование дорого и окупается только при огромных тиражах, например, при создании единообразных печатей общего назначения без указания реквизитов. 

Химический способ изготовления 

Химический способ (травление) подходит для мягких металлов, таких как магний и медь, а при травлении на небольшую глубину применяется также для латуни и сталей. Изготовление клише из цинка становится все менее распространенным в связи с вредностью этого производства для исполнителей и окружающей среды. На рынке представлены как пластинки с нанесенным слоем фоторезиста, позволяющими оптимизировать процесс подготовки, так и без него – в таком случае фоторезист наносится самостоятельно. 

Суть процесса в удалении верхнего слоя материала путем воздействия на него химическими реактивами, активизирующимися при определенных условиях. Для получения определенного рельефа используется наложение маски – защищенные участки остаются без изменения. 

Травление проходит в травильных машинах, состоящих из травильной ванны и пульта управления. На пластину, расположенную на дне травильной ванны с помощью лопаточки (в лопаточных травильных машинах) или – реже – форсунки (в форсуночных аппаратах) набрасывается раствор. Угол травления, зависящий от запечатываемого материала и способа тиснения, для магниевый и цинковых клише регулируется путем изменения температуры и скорости нанесения раствора. В случае с медью процесс несколько сложнее за счет необходимости использовать дополнительные добавки. 

ПЛЮСЫ: Травление обеспечивает высокую производительность, дает возможность за один цикл создавать несколько клише. Персонал для работы легко обучаем.

МИНУСЫ: Травление не относится к экологичным производствам, требует утилизации отходов, создание специальных условий труда. Кроме того, таким методом невозможно получить многоуровневые клише. 

Механическое изготовление металлических клише (гравировка). 

Для механического изготовления наиболее подходят магниевые и латунные пластины, легированные свинцом. При работе со стальными пластинами иногда предварительно используют метод травления. Кроме того, механическим методом создаются некоторые клише из простой и чернилонаполненной резины и несколько реже – силикона. 

Ручной механический метод с его богатой историей и репутацией строго индивидуальной работы, подразумевает достаточно длительный процесс, где точность и качество результата зависит исключительно от профессионализма мастера. 

Полуавтоматический метод подразумевает использование гравировально-фрезерной машины с ручной подачей инструмента. 

При автоматическом методе работа осуществляется при помощи ЧПУ и ПК. В этом случае гравировка проводится по программе: режущий инструмент удаляет на заданную глубину и по заданному рисунку объемы, соответствующие пробельным элементам, а печатающие остаются на первоначальной высоте. Частным случаем автоматической гравировки является лазерная гравировка, выбирающая пробельные объемы за счет фокусировки света от лампы в луч и передачи его через систему зеркал на линзу, которая и посылает его на гравируемый материал. Испарение попавшего под действие луча слоя и обеспечивает требуемый рельеф. Глубина гравировки зависит от мощности станка, твердости материала и количества проходов. Точность – от расстояние между линзой и материалом. 

ПЛЮСЫ: Гравировка (преимущественно – автоматическая) обеспечивает высочайшую точность составления рисунка. Это экологичное производство, позволяющее переносить изображение сразу на конечный продукт – клише – и дающее минимальное количество отходов.

МИНУСЫ: Оборудование достаточно дорого и работа с ним требует определенной профессиональной подготовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *